В каждом человеке живет ребенок, родитель и взрослый. Кого в вас больше?
По теории Эрика Берна каждый человек имеет три эго-состояния:
Родитель состоит из правил, долженствований, морали, и человек из этого эго-состояния действует по устоявшемуся шаблону;
Взрослый состоит из логической переработки информации, планирования, расчетов и принятия решений без эмоций;
Ребенок руководствуется по жизни чувствами и эмоциями. В этом эго-состоянии проявляется непосредственность, азарт, задор, творчество, оригинальность, спонтанность.
Важно, чтобы все состояния сосуществовали в гармонии и чтобы не они управляли человеком, а он ими.
Представьте, что будет, если во всем и всегда
преобладает ребенок.
Это будет инфантильный человек, который живет исключительно в системе «хочу - не хочу», во всем руководствуется своими эмоциями.
А если
преобладает взрослый? Это будет очень серьезный человек, который не умеет отдыхать и развлекаться, во всем следует за разумом, а не за чувствами, не занимается «глупостями и ерундой», подавляет свои желания.
Если
преобладает родитель, то человек будет поучать, наставлять себя и других. Он все время будет что-то требовать, проверять.
В каком эго состоянии узнали себя?
Большинство моих клиентов это люди рождённые в период 1985—2000 гг., чьё детство было полно:
▪️незащищённостью и отсутствием безопасности;
▪️неопределённостью и неуверенностью в завтрашнем дне;
▪️нацеленностью на выживание, когда значение имеют навыки и сила, а не эмоции и чувственность;
▪️отсутствием доверия к окружающим, так как обмануть могут даже близкие;
▪️уязвимостью семейных отношений, когда любовь к близким могут использовать в корыстных целях;
▪️равнодушием взрослых, для которых было важнее выжить, чем направлять усилия на внутреннее развитие ребёнка.
Они (мы) были предоставлены сами себе, воспитаны в режиме выживания, когда чувства и эмоции только мешают, а близость и любовь рассматриваются как уязвимость для безопасности. Поколение с «забитым» внутренним ребенком, нам необходимо «долюбить» себя самим.
Как это сделать на практике?
Занимайтесь тем, что нравитсяВ каждом человеке заложен потенциал, все мы раскрываемся через какое-то действие. Что подходит вам?
Вернитесь в пору, когда вы были открыты для экспериментов, пробовали рисовать, петь, танцевать, сочинять сказки, строгать из дерева… Откройте для себя границы, и никаких: «Да кто я такой? Мне уже поздно этим заниматься!». Возвращайте себя к праву выбора и помните, что все ограничения только в вашей голове.
Найдите то, чем вам действительно нравится заниматься и достигнете в этом профессионализма! Вот ваша установка: «Я могу всё. Если мне интересно, я найду на своё занятие время, энергию и усидчивость!».
Не критикуйте себяРебёнку всегда сложно избавиться от внутреннего критика. Часто детское эго-состояние сопровождается убеждениями: «Я недостойный, неталантливый, плохо одеваюсь, и вообще, у меня кривой нос». На самом деле — это никакой не внутренний критик, а родительский голос. Отследите его и отстранитесь от этой оценки.
Не стоит бояться ошибок. Внутренний ребёнок боится их совершать, потому что его за это ругали. Взрослый же воспринимает их как ресурс. Наши ошибки дают возможность развиваться, становиться лучше. Любите их за это!
Помните, что у зрелой личности преобладает взрослая часть, но при этом умеет легко переключаться на ребенка или родителя. В зависимости от ситуации, в которой находится.
Важно, чтобы все части были здоровы. Например, если у человека есть непроработанные детские травмы, то его взрослая часть, как правило, неполноценна. Если чрезмерно развит родитель, то в жизни такого человека нет места творчеству и спонтанности в проявлении эмоций.
Если Вы чувствуете дискомфорт в коммуникации с кем-либо, в отношениях с собой и миром - жду Вас на консультацию!